«НАЧАЛА»
Там, где с морем
сливается Нил,
в древнем жарком краю
пирамид
математик греческий жил –
многознающий,
мудрый Евклид.
Геометрию он изучал.
Геометрии он обучал.
Написал он великий труд.
Эту книгу «Начала» зовут.
«ПРЕДЫСТОРИЯ»
За быком шагали пахари,
за плугом.
По прямой ходили люди,
а не кругом.
Знали люди, что приходит день
за ночью.
Что идти прямой дорогою
короче.
Знали способ,
как чертить углы прямые,
и осваивали площади
земные.
И обтесывали камни
гладко – гладко
И тянулась пирамидой
кверху кладка.
Ткали пряжу.
Нитка тонкая, льняная.
Как натянешь –
выйдет линия. Прямая.
Вот колеса
вавилонской колесницы –
круг на части поделили
ровно спицы.
Породнили круг и угол
в Вавилоне.
Геометрию вперед
помчали кони.
Греки сделали ее
наукой точной –
записали свойства
линий, круга, точки.
И решили:
параллельным двум не слиться,
как следам
от вавилонской колесницы.
|
Автор. Чтоб попасть к нему
в ученики
и постигнуть мудрость
старика,
морем плыли,
шли издалека…
Под деревом
юноши сели в кружок.
Евклид начинает вечерний урок:
Евклид. – Представить прошу:
геометрия – дом.
Мы строить его
с основанья начнем.
Но что за фундамент
у нашего дома?
Ученик 1. - Аксиомы.
Евклид. - Правильно Криспий сказал:
«Аксиомы».
Не нужно доказывать их никому.
Ученик 2. - Почему?
Евклид. Что, Архелай, ты спросил:
«Почему?»
То, что известно,
бесспорно, знакомо,
то и зовется у нас
аксиомой.
Простые понятья,
их знает любой.
Хотя бы одно назови,
Антиной.
Ученик 3. - Нет расстоянья
корочепрямой.
Прямая короче
в сравненье с дугой!
Евклид. - Истину эту запомнить прошу.
Автор. А вопросы были нелегки…
Евклид. - Что есть точка?
Ученик 2. - Точка – это то,
в чем нет частей.
^Архелай
кудрявый говорит.
Евклид. - Правильно ответил,
молодец!
Ну а в чем же линии секрет?
Ученик 2. - Есть длина,
а ширины в ней нет!
Евклид. - Снова в точку.
Я б хотел узнать:
для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям
непросты?!
Ученик 2. - Я богатым стать хочу,
как ты!
Я слыхал:
наука – это клад!
Я уверен:
ты, Евклид, богат!
^Две
монеты
достает мудрец.
Их берет
растерянный юнец.
Евклид. - Все.
Ступай!
Пусть каждый говорит. -
Ты теперь богаче,
чем Евклид.
^Теплый
ветер вдруг подул сильней,
пальмы закачал на берегу.
Евклид. - Кто поделит круг
на пять частей? -
Ученик 4. - Я смогу!
Автор. Осветило солнце смуглый лик,
циркуль сжав уверенно в руке,
круг он делит ровно на песке.
Евклид. - Хорошо!
А тебя к науке что манит?
^Юношу
погладил по плечу.
Ученик 4. - Знаменитым стать,
как ты, хочу.
Слышу всюду:
«Как умен Евклид!»
Значит, славу
знание сулит!
^Взял
Евклид заточенный тростник,
пишет на папирусе старик:
Евклид. «Люди! Он умней, чем я.
Евклид».
- На, иди!
Теперь ты знаменит!
^Ну,
а пятый
думает о чем?
Что–то чертит.
Чем–то увлечен.
Евклид. - Что ты чертишь?
Ученик 5. - Линии черчу.
Теорему доказать хочу,
но другим путем,
не как Евклид, -
^юноша
упрямо говорит.
Слезы на глазах
у старика:
он нашел себе ученика.
Евклид. - Кто же ты? -
Автор. И слышит он в ответ:
Ученик 5. - Я из Сиракуз.
Я – Архимед.
Евклид. - У треугольника
три стороны.
И могут все три
быть друг дружке равны.
Вот наш Архимед:
он и СМЕЛ и СИЛЕН,
а УМ – это третья
из равных сторон.
|